Курс "Выживание.Особые условия"

Получить консультацию т. +7 (985) 874-86-52, +7(916) 295-17-03

О КУРСЕ ЗАПИСАТЬСЯ НА ОБУЧЕНИЕ

О курсе

Сегодня нередки случаи, когда люди, не зависимо от их социального положения, сферы деятельности, места пребывания и других факторов, могут оказаться в экстремальной ситуации. При этом необходимо понимать принципиальные различия между экстремальными условиями, как некой последовательности событий, угрожающих жизни и здоровью человека, которые он мог каким-либо образом прогнозировать и соответственно подготовиться и экстремальными ситуациями, т.е событиями, находящиеся за пределами человеческого опыта. В экстремальной ситуации человек вынужден действовать, не имея предварительного знания и подготовленного снаряжения, основная информация о ее преодолении не формализуема по определению. Курс предназначен для тех, кто хочет научиться действовать в экстремальных ситуациях, используя «генерационное мышление», т.е. опираясь на интуитивные знания и умение изобретать «здесь и сейчас». Это умение позволяет совершенствовать не только практические навыки, но и самоуправление психикой в экстремальных ситуациях, в стрессовых состояниях быстрее переходить от состояния шока к осмысленным действиям. Человек, опираясь на «открытый» подход к оценке экстремальной ситуации, превращает выживание из преодоления, переламывания ситуации во «вживание» в условия, т.е. поиск своего места и функций в окружающей среде.

Психологические закономерности преодоления ЭС едины для всех восьми сред (природная (умеренного пояса. северная, водная, пустынная), техногенная, урбанистическая, социальная, психогенная(экзистенциальная)). Первая, самая элементарная природная среда, выбирается для тренировок как оптимальная по причине:
— простоты моделирования ЭС;
— наличия возможности для участников почувствовать неразрывную связь со средой (природой), что в свою очередь является основой воспитания экологического мышления;
возможности проведения бесед в обстановке «возле костра»;
— возможности прервать занятия и организовать «спасательные работы» при возникновении экстраординарных ситуаций
Моделируя ЭС на природе, можно наиболее полно и наглядно проследить причинно-следственные связи между поступками человека (как верными, так и неверными) и следующими за этим событиями (как положительными, так и отрицательными).
«Городские», а тем более «техногенные» ситуации нередко трансформируются в «природные». Например, техногенная авария с заражением территории города сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ) приведет к экстренной массовой эвакуации населения. Куда? Конечно же — в ближайший лес. Ситуация после землетрясения — население на 2—3 дня остается под открытым небом. В этом случае по сравнению с лесом меняется лишь материал для устройства укрытия.
Основой курса является положение о том, что для российской действительности ни заранее подготовленное оборудование, ни полученные без соответствующего осмысления знания не являются гарантией безопасности. На первый план выходит умение придумывать единственно верный выход «здесь и сейчас», исходя из конкретной экстремальной ситуации (ЭС) и имеющегося минимума снаряжения. Умение же данное невозможно без наличия у обучаемого экологического системного мышления.
Природная среда наиболее оптимальна для демонстрации достоинств и недостатков различных методик, она наиболее ярко демонстрирует ошибки в выборе методик.
Согласимся, что вне зависимости от места, времени года и других условий экстремальная ситуация (ЭС) в природной, техногенной, урбанистической либо социальной среде неизбежно связана с тем, что необходимо в течение нескольких минут, часов, а иногда и суток обеспечить:
• первую помощь пострадавшим при возможном отсутствии медикаментов (в том числе лекарственных трав);
• сооружение элементарного укрытия от дождя, снега и ветра;
• при низких температурах и высокой влажности — элементарный обогрев;
• в обстановке психологического стресса — разрешение межличностных конфликтов;
• с коллективом, состоящим из людей случайного подбора, принятие оптимального коллективного решения по совместным действиям.
Также очевидно, что при окончательном преодолении ЭС (возвращении «домой») возможны заболевания — как следствие стресса и тяжелой физической нагрузки. Необходимо проведение специальных релаксационных психофизиологических процедур, которые именно в приложении к природным ЭС разработаны в русской традиционной культуре наиболее тщательно.
Курс проходится на территории Демянского района Новгородской области и начинается с погружения в историю, с примеров, демонстрирующих умение наших предков действовать в любой ситуации. Здесь, на Валдайской возвышенности, у истоков Волги, многие века наши предки не выживали, а вживались в условия, которые сейчас можно охарактеризовать как «субэкстремальные». Здесь проходил «путь из варяг в греки», здесь, у Игнач-креста, повернули назад отряды татаро-монголов. Здесь остановили литовские отряды в «смутное время». Во время Великой Отечественной войны здесь, в непроходимых лесах и болотах, наши солдаты не только выживали, но и громили врага. Именно здесь были остановлены в 1941 и дальше не прошли полчища фашистской Германии и её европейских сатлелитов – всего 22 государств. Самая мощная военная сила в истории Человечества. Сама обстановка района проведения курса помогает слушателям задействовать «генетическую память» и осваивать навыки «экологического выживания» максимально осмысленно и полно.

Кто ведет?

Автор и ведущий курса.

Ф.И.О. Старостин Юрий Станиславович. Позывной: «Закат».

Гвардии капитан запаса, проходил службу в разведподразделениях воздушно-десантных войск. Участник нескольких вооруженных конфликтов и специальных операций. Имеет правительственные награды. Специалист по тактике действий разведгрупп.

С 1989 года занимается вопросами обеспечения жизнедеятельности и боеспособности (выживанию) разведгрупп, действующих в тылу противника. С 2015 года – инструктор разведподразделений Новороссии.

Участвовал в деятельности первой Российской школы выживания «ПАЛ-ВИС» и ее отделения «Меридиан». В 2008-2010 гг. прошел обучения в экспедиции «Сибирский путь» (Г,С, Чеурин, г. Екатеринбург) по программе «Экологическое выживание». Руководитель ряда экстремальных экспедиций в Северной Карелии, Архангельской области, прикаспийских пустынях, на Северном Урале. В 2010 году, находясь на границе Чукотки и Корякии, изучал опыт выживания в природе коренных народов Севера. Организатор Межрегиональных сборов и соревнований военно-патриотических клубов по тактико-специальной подготовке.

С 2004 года руководит поисковыми экспедициями на местах боев Великой Отечественной войны в Демянском районе Новгородской области.

План занятий

ЗАНЯТИЕ 1

Методики выживания.

В современное время понятие «выживание» стало очень популярным. Речь идёт чаще всего действиях в экстремальных условиях и экстремальной ситуации. При этом необходимо понимать, что это – принципиально разные факторы.

Экстремальные условия – заранее известные, к ним можно заранее готовиться.
Экстремальная ситуация – заранее неизвестна, общее число их превышает десятки тысяч, ко всем заранее подготовиться невозможно.
Различные люди в экстремальных условиях ведут себя по-разному, различают три основных психотипа: западный, восточный и северный тип.

Западный.

Тип «завоеватель».

В отношениях с государством – «борьба полюсов», стремление урвать от государственного механизма побольше и противостоять его давлению (индивидуализм).

На современном этапе большинство людей проживает на Западе и подвержено этому психотипу. В обыденной жизни для них приоритет – быть первым. Главный стимулирующий фактор – страх. Отношение к смерти: панический страх её, неприятие самой мысли о небытии. Отсюда: стремление ударить первым, уничтожить вокруг себя малейшую угрозу себе. Девиз «выживи любой ценой» (съешь товарища).

Принцип подготовки: максимальное совершенствование экипировки.

Способ выживания – «капсулирование». Создаёт вокруг себя техногенную капсулу, в которой ему удобно и комфортно. Минус: капсула ограничена по времени, сложная в поддержании и весьма уязвима.

Восточный.

Тип «созерцатель».

Приоритет обыденной жизни – постижение Высшего разума, слияние с ним. Ждут, когда всё разрешится само собой. Отношение к смерти довольно спокойное, готовность к самоубийству (харакири). Характерно накопление знаний, постоянная учёба. Главный стимулирующий фактор – социальный комфорт (место в социальной иерархии). Смиренное посильное внедрение в государственный механизм.

Способ выживания: терпение, приспособление к обстоятельствам, перенесение их (ниндзюцу).

Северный.

Тип «деятель».

В повседневной деятельности – общинность, мобилизирующий фактор – сопереживание, дестабилизирующий – страх. Отношение к смерти – готовность «положить живот за други своя», «на миру и смерть красна», самопожертвование. Короткое лето – авральная общинная работа.

Способ выживания – смекалка, быстрая ориентировка в тяжёлой обстановке. Умение «вживаться» и «работать по ситуации». Действует не как хозяин природы, а как её малая составная часть. Выживание не за счёт другого, а совместно.

Западный тип активно продвигается у нас в обществе. Потому что северный тип им непонятен, и в большой войне непреодолим (действия по ситуации, нешаблонные).

Само слово «выживание» к нам пришло с Запада, как идея противостояния враждебной природе, переделки её под свои потребности, или скорешйего попадания из неё в привычные для себя, удобные условия. Наши предки говорили «обеспечение жизнедеятельности». То есть не «выживание» а «вживание» — проживание в среде как органичная малая часть её.

Выводы.

На Западе – огромный опыт по созданию снаряжения.
На Востоке – огромный багаж накопленных знаний, векторный путь – предотвращение катастроф путём заблаговременной подготовки.
Север – огромный багаж знаний и умений по действию в экстремальной обстановке.
Люди экстремальных профессий (пожарные, спасатели) – тренируются всю жизнь и работают в типовых для себя условиях. Если происходит нечто непривычное – ситуация – они часто оказываются бессильными.

Стрессоры (факторы риска) – холод, голод, жажда и т.д. Для Запада – это поиск с ними бороться. Для Севера – это не агрессия, а поиск своей ячейки в природе. Решения новой задачи.

Открытое выживание – вышел в лес в тапочках – и работай. Особенно эффективно группами до 9 человек. На Западе сейчас активно развивают “bushcrafting” (работать в гармонии с природой, без конфликта с ней, творчески).

Аварийные наборы, укладки и т.д.

Важный принцип – эшелонирование снаряжения. Важно, чтобы человек понимал, что его ждёт.

Первый эшелон – самое необходимое и компактное, носится в карманах.

Второй – на теле. Жилеты. Разгрузочные системы, пояса – в них НАЗ (носимый аварийный запас) – бывают самые разные.

Третий эшелон – в рюкзаке. Спальники, плащ-палатки и куча всего.

Важный принцип: то, без чего нельзя обойтись, и то, что может пригодиться.

«Тревожный чемодан» — то, что может пригодиться.

Многие современные методички – переиздание колониальных пособий. Вторая распространённая ситуация: собрал НАЗ, но не умеет им пользоваться.

Комплектация зависит от: где оказался человек, с какой целью, с кем.

Ориентирование.

В этот раздел входит умение работать с картами, компасами и так далее. Целью является определение своего местонахождения и направления дальнейшего движения.

Ориентир – объект, который может быть использован для привязки к местности. Бывают:

Линейные

Площадные

Точечные

Специальные

Дороги, линии электропередач, опушки лесов и так далее. Их используют, чтобы не промахнуться мимо цели: выходят к ним и идут вдоль них.

Площадные: леса, населённые пункты. Их труднее опознавать.

Точечные (пересечение дорог). На них выходить трудно, проще выходить по линейным.

Специальные (характерные для этой местности). Звук работающего аэропорта, движения поездов.

При полном отсутствии компаса – определение сторон света по часам. Ровно в час дня положение часовой стрелки строго на солнце – это на юг. Если больше, например 2 часа, часовую стрелку – на солнце, биссектриса угла между ней и часом дня – указывает строго на юг.

На плодоносящих деревьях – первой краснеет сторона фруктов с юга.

Втыкаем в землю щепочку, отмечаем верхушку её тени. Через полчаса – опять отмечаем, соединяем, и проводим к этой линии перпендикуляр – он получится строго по линии «север-юг», юг – со стороны солнца.

Солнечные часы.

Палочка должна быть наклонена на север, а угол наклона должен соответствовать широте, на которой находимся (если 57 градусов – то такой и угол наклона). Далее нужен полностью солнечный день. В ходе которого размечаем положение тени. Самый короткий радиус – полдень. Необходимо учитывать, что карты устаревают, на них не всё обозначено, местность с течением времени меняется.

Задание координат по карте: сначала координаты по вертикальной оси, потом – по горизонтальной, а потом по улитке (улитка – начиная с верхнего левого угла).

Ориентирование по ночным светилам: основным ориентиром ночью является Полярная звезда. Находится на продолжении передней стенки ковша Большой Медведицы, примерно симметрично между ним и созвездием W.

ЗАНЯТИЕ 2

Полевая практика.

Одежда и экипировка: сразу одеваемся по своему усмотрению. Минут через 5-7 движения останавливаемся – «подгоночный привал». Снимаем/одеваем по усмотрению лишнюю одежду, поправляем снарягу.

Одежды рекомендуется брать побольше: «замёрзших альпинистов находили много, упревших – ни одного».))))

Нагрудник – чисто для похода очень удобен. Если планируются боевые действия – удобнее РПС или пояс.

Ориентирование.

Угол (в градусах) – между направлением на север и на выбранный объект. Стать лицом к выбранному объекту и повернуть шкалу компаса так, чтобы «0» совпал со стрелкой север. Получится значение в градусах на объект. В закрытой местности конечную точку увидеть тяжело, поэтому намечаем «кусками» — ближайший ориентир, выходим на него и движемся далее. Выбираем по азимуту движения любой хорошо различимый объект и движемся на него. Важно чтобы он хорошо просматривался с разных сторон. Если нужно идти очень точно – «обратный азимут». Выходим в точку ориентира – и проверяем обратный (противоположный по шкале нашему). Если совсем нет ориентира (пустыня) – ставим два ориентира строго в створе азимута, на расстоянии метров 10. Идём и смотрим, чтобы дальний ориентир не показывался из-за мобильного. Дороги и тропы в лесах вещь очень коварная, часто ведут в ненужном нам направлении.

Растения.

Зверобой (жёлтый). Универсальное растение, стоит круглый год, хорошо подходит заваривать чай, если сделать вытяжку из него на растительном масле – обладает заживляющим свойством, прежде всего при ожогах.

Грибы – в принципе, есть можно. Но надо помнить, что во-первых, ни не усваиваются, а во-вторых, многими из них легко отравиться.

График (темп) движения.

Замедленный (раненые, пострадавшие, тяжёлый груз) – 40 мин. движения, 20 минут покоя, примерно 3 км/ч.

Нормальный: 4 км/ч, 45 мин движения, 15 мин. покоя.

Ускоренный: хорошо подготовленная группа, 5 км/ч, 50 мин. движения, 10 мин. покоя, отдельные участки бегом.

Форсированный (небольшие расстояния, до 10 км) – 55/5, при этом 15 минут бег, 15 – шаг.

Базирование.

Место подбираем по своему усмотрению, прежде всего чтобы нравилось.

Должно быть безопасным.

А) Падение деревьев при сильном ветре. Чтобы не было рядом опасного с этой точки зрения сухостоя рядом.

Б) Чтобы место занято не было. Крупные животные уйдут, а мелкие (муравьи) останутся и сделают всё, чтобы нас выжить.

В) Набитую тропу к водопою не занимать – животные будут ею пользоваться и дальше.

Г) Место рядом с источником воды, чтобы при сильных дровах его не заливало, обеспечено дровами.

Д) Военный акцент: место укрытое от наблюдения, подальше от троп.

Е) Лучше всего – сосновый лес, «красный бор», в нём и привал и отдых результативнее.

Лучше потратить 4 часа на оборудование укрытия и как следует отдохнуть два часа, чем «как попало» соорудить «что попало», а потом промучиться весь отдых.

Костёр.

В экстремальных условиях это – член группы, способ выжить, очень важная вещь.

Загореться он должен в любых условиях (снег, болото и так далее). Процесс рождения костра очень важен, он становится членом группы.

Нельзя разводить под крупными деревьями, имеющими сухие нижние ветви, также нельзя под ёлью – прогреется, снег начнёт падать с ветвей, потушит костёр.

Начинается он с колыбельки – настила из веток, плотно лежащих рядом. На сырой земле не разводим.

Для растопки – «порох» — сухие, нижние ветви сосны или ёлки, без зелёной хвои.

На колыбельку кладём поперёк толстые ветки, на них в обе стороны поочерёдно кладём сломанные ветки толщиной в полпальца, а на них – «порох» для растопки.

Стоим на коленях, перчатки подкладываем под колени.

Мокрые спички и коробок от них (а также «порох» если мокрый) сушить на голове, под головным убором.

Берётся три спички, складывается лесенкой.

Костёр нужно кормить как ребёнка: вначале по чуть-чуть, но часто (сначала много веточек совсем мелких, потом уже щепки покрупнее, складываем их на костёр «шалашиком».

Полезно использовать для усиления горения бересту. Береста должна быть сухая, живая, с трухлявых упавших деревьев не годится.

На начальном этапе горения костра им занимается один человек, если влезают другие – костёр тухнет.

Фазы костра: сначала «гребёнка», потом шалаш, потом решётка (два бревна вдоль колыбельки, поперёк их – ветви поменьше). Плюсы – много света и тепла, позволяет сушить и обогревать много народа. Минус – большой расход топлива.

Химическая растопка – оргстекло (лучше сухого горючего) — не промокает, не крошится, хорошо горит, даёт много тепла.

Типы костров:

Партизанский или ленивый (длительного горения) – несколько брёвен параллельно кладут на костёр серединой, перегорят – кладут новые.

Скрытый (норный) – строится в обрывистом берегу. Один вход – внизу, противоположный – вверху, они соединяются между собой, в этом канале разводим костёр.

«Таёжный» — большое бревно на противоположной от нас стороне костра, а на нём (над костром) – навес из крупных веток от дождя.

Юконский – роем в земле яму и к ней – ход сбоку с другой ямой.

Укрытия.

Верёвка с собой в поле строго обязательна. Мастерят из штатного и нештатного.

«Лежанка». Две треноги из толстых веток, связанные верхушками. Плащ-палатку связываем вдоль люверсов (получается рукав) и продеваем в него две ровные длинные слеги. Концы слег (ручки) надеваем на ноги треноги.

«Навес косой».

«Пирамидка одноместная».

Два навеса, а между ними – костёр.

Под себя жерди. Лапник не подходит.

Помимо применения для розжига костра, береста применяется для вытапливания из неё дёгтя. Дёготь – уникальный по мощности репеллент, средство по уходу за обувью и для заживления мелких царапин, ссадин и ран. Способ изготовления: набить плотно бересты в банку, вкапываем в землю пустую банку без крышки, на неё одеваем перевёрнутую – дном вверх, в нём пробиваем дырку. На дырку открытым верхом вниз ставим полную бересты банку, вокруг неё разводим костёр. Костёр прогорит – сливаем конденсат, остаётся только сам дёготь. Кожу раздражает и одежда не отстирывается.

Если нет верёвки – вместо неё применяется чуть подсушенная крапива. Разминаем стебель, сдираем наружные волокна, и из них можно свить верёвку (по отдельности могут использоваться как нити.

Плетение циновок и матов.

Забиваем два ряда столбиков, связываем их поперёк нитью, вторую нить с каждого столбика – к длинной палке Кладём на короткую нить пучки травы и переплетаем их нитью.

Если с едой совсем плохо – человек может 20 дней без пищи. Тяжело первые три дня – потом привыкаешь. При этом всё время нужно пить горячие отвары (зверобой, листья ягодных растений – малины, земляники и т.д.) Бросать свежими в кипяток бесполезно: надо сначала подсушить, потом свернуть трубочкой, плотно размять, потом сушим (можно над костром) и только потом завариваем.

Охота – не вариант, профессиональные охотники без еды месяцами сидят.

Питание растениями.

Самый распространённый вариант – заболонь (слой между корой и древесиной). Хорошо видно на берёзе. Варить её бесполезно, её поджаривают (на вкус как чипсы). Из водных растений (рогоз, камыш, кувшинка) корни содержат много крахмала. Корни растирают, крошат и сушат и из них получается мука грубого помола. Лучше заранее вымочить в солёной воде а то очень горький вкус. Из муки делаем тесто с помощью воды и соды (вместо неё годится белый пепел лиственных деревьев). Из теста крутим «червячков» — обвиваем им прутик и испекаем над углями. Если продукт очень горький – закусывать кислым яблочком (нейтрализация). Из растений в пищу – ревень (можно сырьём). Ещё корень лопуха – сострогать лишнее, остаток можно зажарить, запечь и т.д.

Источник белковой пищи – прежде всего насекомые. Находят трухлявый пень, достают из него личинок, жарят в подкотельнике и кидают в кипяток (бульон).

Если нет уверенности в продуктах – лучше поголодать. Больше 20 дней нельзя – уйдёшь в дистрофию. При ней организм переходит на поедание самого себя и начало нормального питания не спасает – человек всё равно гибнет. Специально подготовленный организм может голодать 20 и более суток.

В стрессовой обстановке организм перестраивается, не болеет, всю гадость (инфекция и проч) капсулирует в подкожной клетчатке. Значит, в ходе боевых действий – желательно, а после них – обязательно баня. Если бани нет – горячая ванная, но в ней не лежать – вылезать и снегом обтираться, водой смывать пот – потом опять в ванну. Просто лежать бесполезно – кругом вода, поры не открываются. Ещё можно ноги парить в горчице.

Курсы

Курс «Особые условия. Военные тропы»

Если Вы интересуетесь военной историей, хотите прикоснуться к славе предков, побывать в тех местах, где они решали судьбу человечества, узнать как решались вопросы выживания подразделениями, действовавшими в тылу противника, получить навыки выхода из экстремальных ситуаций, этот курс для Вас.

3 ДНЯ ИНТЕНСИВА:
— тренинги по открытому выживанию;
— разбор особых условий и различных экстремальных ситуаций на исторических примерах с посещением памятных мест: гора Ореховна (самое высокое место Валдайской возвышенности), передний край обороны в 1942-43 гг., места спецопераций в тылу противника.
— практические занятия на бывшей лесной базе десантных групп.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ:
— сооружать укрытия от дождя, снега и ветра;
— обеспечивать обогрев при низких температурах и высокой влажности;
— в обстановке психологического стресса — разрешать межличностные конфликты;
— с коллективом, состоящим из людей случайного подбора, принимать оптимальное коллективное решение по совместным действиям;
— ориентироваться на местности днём и ночью;
— и многому, многому другому.

Место базирования: д. Игожево, Демянский район, Новгородская область.
Размещение — дом с печным отоплением.

Время проведения: пятница, суббота, воскресенье.

Кол-во участников: от 5 до 15

Стоимость за 3 дня на человека — 8000 р.

Курс «Особые условия. Продвинутый»

Усиленный курс «Особые условия», рекомендуется к прохождению после занятий начального курса.

Проведение курса предполагается на:

— площадках организаторов — «Партизанская деревня», Подольский район, Московская область и др.;

— площадках предложенных участниками — в зависимости от предпочтений (кемпинг, база отдыха, загородная база и т.п.).

Место проведения курса для каждой из групп согласовывается с участниками

Кол-во слушателей: от 5 до 15

Стоимость за 3 дня на человека — 10000 р.

P.S. Длительность и содержание курса могут быть скорректированы по желанию заказчика

Курс «Особые условия. В лесу как дома»

Двухдневный курс для тех, кто кто часто бывает на природе и должен чувствовать себя уверенно в любых условиях. Для тех, кто хочет уметь находить выход из различных экстремальных ситуаций, используя творческое мышление.

2 ДНЯ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ:
— сравнение западных, восточных и северных методик выживания;
— моделирование экстремальных ситуаций в природной среде;
— базовые навыки вживания в сложные природные условия.

Места проведения и варианты размещения:
1. Лесная база, Подольский район. Ночевка в лесу
2. Тверская/ Калужская область. Ночевка в отапливаемом доме.

Кол-во участников: от 5 до 15
Стоимость от 5000 до 7000 рублей.
Проведение курса возможно в семейном формате.

Расписание и цена

Отправить заявку и принять участие в курсе

Заполните все поля и нажмите «Отправить заявку»

Оставить заявку по телефону

Если есть дополнительные вопросы — Вы можете зарегистрироваться на курс и задать вопросы  инструктору:

Телефон:

т. +7 (985) 874-86-52, +7(916) 295-17-03

Стоимость курса

Контакты

загрузка карты...

г.Москва

ул. Автозаводская д.23 корп.14 ( БЦ на территории завода ЗИЛ) м. Автозаводская

Телефон

т. +7 (985) 874-86-52, +7(916) 295-17-03

Технологии-выживания.рф