План-конспект занятий по курсу тактической медицины

I. Занятие – «Боевые повреждения». Лекция, практика. Продолжительность 4 часа.
Темы:
1. Понятие тактической медицины, цели и задачи тактического медика, требования к нему.
2. Виды основных боевых повреждений. Диагностика и лечение, теория и практика (первая доврачебная помощь).
2.1. Оценка жизненно важных параметров, виды шока, последовательность оказания помощи, в/в инъекции и инфузии.
2.2. Ранения. Типы: холодным оружием, слепые колотые, огнестрельные, минно-взрывная травма. Характер, локализация, масштаб. Зависимость помощи от характера ранения.
Цель: получить представление о тактической медицине, основных видах боевых повреждений, шока и ранений их диагностике и лечении. Отработать мероприятия первой доврачебной помощи при всех указанных состояниях:

а) Определение наличия пульса (запястье, шея), подсчёт его — не менее 5 раз, со сменой пациентов.
б) Измерение давления — не менее 5 раз, со сменой пациентов.
в) Наложение жгута Эсмарха, Альфа, турникетного — на каждую конечность порядка 10 раз, в порядке самопомощи и взаимопомощи. Контроль проверкой пульса, пульсоксиметром.
г) Наложение жгута с ППИ на шею.
д) Внутривенная инъекция — постановка капельницы (пластиковый мешок).
е) Внутримышечные инъекции (обработка поля, укол, лекарства — из флакона и ампулы).
Ж) Мероприятия сердечно-лёгочной реанимации
Теория — читать главы методички: 1.1. 1.2, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.9.

МТО: Тонометр механический — не менее 1 на каждых 4-х курсантов, жгуты Эсмарха, Альфа, Турникетный, ППИ — каждого не менее 1 на 2-х курсантов. Манекен для сердечно-лёгочной реанимации, имитатор конечности для отработки внутривенных инъекций, капельница, флакон (лучше мешок) чего-то для переливания, подкрашенный раствор.

II. Занятие – «Тактика и психологическая подготовка». Лекция, практика. Продолжительность 4 часа.
Темы:
Тактика медика на поле боя. Теория и практика.
3.1. Общие закономерности, различие общевойсковой и специальной, зависимость от условий (город, поле, лес, горы).
3.2. Комплектация укладок, общие сведения о роли связи, топографии, фортификации в работе медика. Выбор позиций, мест под медпункт, розыск пострадавших и т.д.
3.3. Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, жёлтой и зелёной зонах.
3.4. Сортировка и эвакуация. Виды носилок, правила и порядок переноски раненого. Документация ранений и интервенций.
3.5. Использование подручных средств: носилки, жгуты, шины.
3.6. Работа с гражданским населением, взаимодействие с командованием.

4. Психологическая подготовка личного состава. Боевой стресс, фобии, паника — работа с ними. Теория и отработка практических навыков.
Цель: отработать навыки работы на поле боя — психологическая реабилитация пострадавших (военнослужащих и гражданского населения), работа в зонах — красной, жёлтой, зелёной, перемещения, эвакуация.
а) Правильное залегание, перемещение, действия при попадании в засаду (лес, поле, руины — город).
б) Переворот и разворот раненого в положении лёжа. Правильное сохраняющее положение – переворот в него.
в) Иммобилизация конечностей — санитарная косынка.
в) Эвакуация — один, вдвоём, втроём, на руках, на плащ-палатке, с использованием подручных предметов. Экстренная, краткосрочная, длительная.
г) Работа с накладными имитаторами ранений: обезболивание, перевязка, наложение зажимов и лигатур.
д) Первичная хирургическая обработка раны.
е) Повторить: жгут, бинты, СЛР.
Теория — читать главы методички: 1.3, 4.
МТО: шприцы, физраствор — во флаконе и в ампулах, спиртовые салфетки для инъекций, грелка, капельница с катетером и штативом, имитатор конечности, плащ-палатки, стропа, носилки армейские, щит пластиковый СМП, имитаторы ранений, щит медицинский, имитатор конечности для отработки первичной хирургической обработки ран, куриных окорочков парочку — для той же цели.

III. Занятие — тактико-строевое. Продолжительность — 8 часов.
Темы: отработка в практических условиях навыков первой доврачебной помощи по зонам.
Цель: отработать навыки работы в красной, жёлтой и зелёной зонах.

а) Красная: выдвижение к раненому, определение жизнеспособности, переворот и разворот, наложение жгутов на конечности, жгута с ППИ на шею. Самопомощь при ранении — турникетный жгут, другие — по желанию. Остановка крови прижатием. Наложение повязок при ранении в живот, голову, грудь. Действия при подрыве. Сортировка раненых, оказание помощи группе. Эвакуация: на себе, на плащпалатке.
б) Жёлтая: наложение повязок при ранениях на все основные части тела — конечности, грудь, живот, голова, наложение зажимов, лигатур, бинтование при травматических ампутациях конечности и повреждении магистральных сосудов. Обезболивание. Иммобилизация при переломах конечностей, шеи, рёбер. Сердечно-лёгочная реанимация.
в) Зелёная: внутривенная инъекция, постановка капельницы. Эвакуация на руках — с одним носильщиком, вдвоём, втроём, носилки, плащ-палатка, щит, импровизированные носилки из стволов деревьев и со стропой. Подготовка к погрузке, мероприятия по профилактике гипотермии и размещение в эвакуационном транспорте. Транспорт разный: малолитражка, джип, микроавтобус, бронетехника.
Теория: повторить материал занятий № 1 и 2.
МТО: жгуты всех типов, ППИ, плащ-палатки, косынки санитарные, бинт широкий НАТО-вский, зажимы, хирургический набор, шовный материал (шёлк, с иглой и без), имитация оторванной конечности, накладка на конечности имитирующая ранение, шприцы, ампулы, салфетки спиртовые, шины на конечности, воротник на шею, манекен для сердечно-лёгочной реанимации, топор, стропа. Транспорт — малолитражка, джип, микроавтобус, бронетехника.

IV. Занятие — тактико-строевое. Продолжительность — 8 часов.
Темы: отработка всех этапов эвакуации в различных условиях.
Цель: повторение и закрепление навыков работы на всех этапах — в красной, жёлтой, зелёной зоне. Работа с транспортом.

а) Эвакуация с использованием транспортных средств. Подготовка, погрузка, обеспечение жизнедеятельности в движении.
б) Извлечение пострадавших из транспортных средств, труднодоступных мест и укрытий.
в) Особенности работы в руинах, в городе.
г) Отработка навыков в условиях имитации боя, в том числе — ночью.

Теория: повторить материал занятий № 1, 2, 4.
МТО: вообще всё.

V. Занятие – «Основные травмы и заболевания военного времени». Лекция, практика. Продолжительность 4 часа.
Темы:
1.3. Травмы: ушибы, растяжения, вывихи.
1.4. Переломы костей: закрытые и открытые. Конечностей, позвоночника, таза, ребер, ключицы.
1.5. Травмы головы. Контузии, сотрясения мозга, огнестрельные ранения, закрытые и открытые черепно-мозговые травмы.
1.6. Ожоги: термические, химические. Поражения электротоком.
1.7. Обморожения и переохлаждения.
1.8. Синдром длительного сдавления.

4. Профилактика и лечение основных заболеваний (потёртости, простуда, понос, гипертония, язва, сердечно-сосудистые заболевания). Основные применяемые медикаменты (теория).

5. Медицина «переходного периода».
Цель: отработать навыки действий при переломах, травмах головы, ожогах, обморожениях. Повторить навыки действий при ранениях и необходимости сердечно-лёгочной реанимации.
а) Иммобилизация конечностей — санитарная косынка, шины, иммобилизация шеи — воротник, иммобилизация переломов рёбер.
б) Местное обезболивание при всех видах переломов.
в) Обработка ожогов, пользование термоодеялами. Эвакуация пострадавших с гипотермией.
г) Коникотомия.
д) Действия при напряжённом пневмотораксе и гемотораксе.
Теория — читать главы методички: 1.2.3 — 1.2.7, 1.4, 2, 3, 5.
МТО: что было на занятиях 1 и 2 плюс шейные воротники, противожоговые салфетки, термоодеяло, манекен СЛР, шины пластиковые, лестничные и картонные, косынки, журнал, пленка полиэтиленовая, рёбра животного, шприцы, физраствор (ампулы), манекен для коникотомии, ППИ-1, лейкопластырь в рулоне, штатная окклюзионная накладка, декомпрессионная игла/белый катетер, пантенол, спиртовые салфетки

Могут быть дополнительно внесены в план занятий:
Организация медицинских пунктов.
Комплектация медицинских укладок.